Сквозь пространство навстречу свободе
Впечатления от Portal 2
Проект Portal, выпущенный четыре года назад фактически как бонус к переизданию Half-Life 2, неожиданно для всех, и прежде всего для самих разработчиков, стал одной из самых высоко оцененных игр в истории. Шквал восторженных статей, многочисленные награды "Лучшая игра года" и прочие похвалы сопровождались хорошими продажами как самого переиздания Half-Life 2, так и проекта Portal, выпущенного в качестве отдельной игры спустя пару лет после релиза.
Успех Portal обусловлен нехитрым сочетанием уникальной игровой механики, довольно сложных головоломок и тонкого "гиковского" юмора. Очевидно, что выпуск сиквела был лишь вопросом времени; в случае с темпами работы Valve - продолжительного времени.
При разработке Portal 2 сотрудники Valve пошли по пути, которым ранее воспользовались их коллеги из Ubisoft при создании Splinter Cell: Conviction. В результате Portal 2 по сути представляет собой две игры: одиночную кампанию, сюжет которой фокусируется на героине прошлой части - Чел, а также кооперативный режим, состоящий из набора тестов для двух роботов. Таким образом, даже пройдя стандартную сюжетную часть, игрок сможет еще как минимум столько же времени провести за решением тестов GLaDOS вместе с друзьями.
Технически новая версия Portal 2 не сильно изменилась по сравнению с предыдущей. Это все тот же движок Source, а точнее его модифицированная множество раз версия, перекочевавшая из Left 4 Dead 2. Во времена Crysis, Mass Effect, Battlefield, Red Dead Redemption, Uncharted и прочих "красивых" проектов Portal 2 смотрится как минимум устаревшим. Но на помощь игре пришел дизайн. По сравнению с первым Portal игра выглядит масштабнее, разнообразнее и динамичнее. Почти все графические недостатки движка нивелируются очень грамотной работой со светом и тенью, а также дизайном уровней и персонажей. После часа-двух игры на качество текстур или моделей просто перестаешь обращать внимание.
В Portal 2 наконец-то появилось некое подобие сюжета и его развития. Мы начинаем игру в небольшой комнате, и голос диктора под потолком сообщает, что героиня была разбужена после длительного сна. Через несколько минут нас опять укладывают спать, а следующее пробуждение происходит уже спустя много дней. Очень много дней. Причем, как впоследствии выясняется, героиня игры - единственная выжившая из многих объектов тестирования, а пробуждение произошло спустя чуть ли не пару сотен лет. Со времени окончания первого Portal помещения Aperture Laboratories пришли в упадок без присмотра GLaDOS. Все кругом заросло ядовитым плющом, а тестовые комнаты находятся в полуразрушенном состоянии. По сравнению с рафинированными интерьерами первой части, локации теперь кажутся намного более интересными и разнообразными.
Невозможно не заметить ту тщательность, с которой разработчики из Valve подошли к созданию локаций. Каждая деталь продумана и находится на своем месте, а все локации стали динамичными - периодически можно увидеть, как в комнатах пытаются что-то сделать манипуляторы или как отваливается часть крыши. Проходя по помещениям Aperture Laboratories, замечаешь, что все вокруг живет своей собственной жизнью, даже без участия игрока. Впоследствии, когда удастся выбраться из тестовых комнат, игрок оказывается в служебных помещениях лабораторий. И вот тут становятся понятны невероятные размеры комплекса - территория корпорации Aperture расстилается на многие километры вокруг и вглубь, под землю. В определенный момент осознание этого факта должно заставить игрока почувствовать себя крошечной песчинкой по сравнению с масштабом окружающей обстановки, которая почти сразу становится довольно враждебной.
Изменившаяся обстановка повлияла и на игровую механику. Теперь игроку часто приходится мыслить неординарно: все упирается не столько в открытие порталов, сколько в ловкость взаимодействия с окружающим миром. Порталы перестали быть основополагающим видом перемещений, став вспомогательным элементом прохождения уровней. При этом в Portal 2 появилось большое количество новых элементов, которые делают игру более сложной, но одновременно более разнообразной и комплексной.
Особо стоит отметить необычное нововведение - разноцветный гель с различными физическими свойствами. Голубой гель обладает сверхупругостью, рыжий снижает силу трения, а белый позволяет открывать портал почти на любой поверхности. На уровнях будут периодически встречаться трубы, из которых капает гель, а с помощью порталов его можно транспортировать в нужные места. При этом часто приходится комбинировать различные виды геля на разных участках лабораторий. Например, можно налить полосу из рыжего геля, уходящую к обрыву, закончить ее пятном голубого, а на противоположной стене капнуть белого. Таким образом скольжение по полосе рыжего геля придаст необходимую скорость, голубой гель подбросит в воздух, а в полете можно выстрелить порталом по стене с белым гелем.
Помимо геля в игру добавили такие новые элементы, как гравитационный поток, световой мост и пружинистые панели. Первый позволяет игроку и различным предметам перемещаться по вектору движения потока. Также его можно проложить в необходимом месте с помощью портала. Световой мост нужен для перемещения над опасными участками, а также его можно проложить в вертикальной плоскости, чтобы, например, защититься от автоматических турелей.
Дизайнеры уровней постарались на славу - почти всегда решение головоломки является очевидным, пусть и не сразу бросается в глаза. За все время прохождения игры нам понадобилась помощь коллективного разума интернета только в одном из тестов под конец сюжетной кампании.
В отличие от своего предшественника Portal 2 играется очень динамично. Все время происходят сюжетные вставки, которые могут полностью поменять ход игрового процесса. Так, например, во время выполнения одного из тестов игрока могут вытащить из лаборатории в служебные коридоры. Это делает игровой процесс менее предсказуемым и более увлекательным, чем в Portal.
Portal 2 изобилует различными "пасхальными яйцами", которые довольно органично вписываются в сюжетную канву и дизайн уровней. Поклонники вселенной Half-Life будут рады услышать упоминания Black Mesa (группа ученых из серии HL), а также побывать на стапелях корабля Borealis (на него отправились герои Half-Life 2 Episode 2 в конце игры). Помимо этого в игре встречаются отсылки и к другим проектам или забавным фактам, в том числе Fallout и операционной системе Windows.
Помимо сюжетной кампании в игре есть, как упоминалось выше, кооперативный режим, который вполне тянет по масштабам на отдельный проект. Два игрока управляют новой разработкой Aperture Science - специальными роботами для прохождения тестирования по имени P-Body и Atlas. Или просто Рыжий и Синий. Вся игровая механика была полностью адаптирована под кооперативную командную работу. Для координации движений (особенно для игроков без возможности голосового чата) была придумана специальная система жестов, которая позволяет существенно облегчить общение между игроками. У каждого из роботов есть устройство генерации порталов, соответственно на уровне может быть открыто одновременно два туннельных перехода.
Дизайн уровней построен таким образом, чтобы пройти его можно было только совместными усилиями. Причем присутствуют задачи различной степени сложности: от одновременного нажатия рычагов до акробатических прыжков через несколько порталов и нажатия пары кнопок в воздухе. Система жестов позволяет при этом очень быстро и просто объяснить своему напарнику, куда поместить портал, в какое место встать или когда сделать нужное действие. Всего в кооперативном режиме есть четыре курса, в каждом из которых по 5-10 тестовых комнат. На их прохождение уйдет от 2 до 4 часов (зависит от сообразительности напарников и слаженности их действий), но при этом многие тесты можно перепройти для получения достижений или же просто помогая другу. Разработчики из Valve недавно обещали бесплатное дополнение, которое выйдет летом, так что в скором времени следует ожидать еще с десяток новых уровней.
Portal 2 является ярким примером того, что очевидная техническая отсталость не способна испортить великолепную игру. И плевать, что новый проект Valve не может похвастаться красотами Crytek и шейдерами распоследней версии, являющимися объектами идолопоклонничества некоторых ценителей игр. Это все абсолютно неважно, потому что интересный дизайн, увлекательный игровой процесс, интересный сюжет и очень продуманный кооперативный режим с лихвой компенсируют все недостатки.
Тимур Сейфельмлюков
|