В эти выходные болельщиков ожидает долгожданный ASUS Spring 2011 – самое значимое киберспортивное событие весны в СНГ. Команда Virtus.pro, как известно, получила приглашение от организаторов и уже вчера отправилась в Киев. Чего ждать от нашей пятёрки людям, поддерживающим «виртусов»? Каким получится весенний кубок ASUS’a для нашей кс-сцены?
Пять шагов перед прыжком
После совсем блеклого дебюта против SK, где новый состав россиян показал себя не слишком хорошо, последовала катастрофичная ничья против TMS, которую большинство очевидцев однозначно приравняли к поражению. Даже учитывая отсутствие сыгранности и героический камбек на de_train, одно очко после двух встреч на IC Supercup всё-таки очень мало. Уже начинает казаться, что ребятам нужно ещё очень много времени, чтобы показать игру хоть сколько-нибудь достойного уровня, а пока норвежцы Alchemists разметают наших по карте. Но на деле Virtus.pro предстали совершенно в иной роли: вместо немного нервозных и медленных действий они показали невероятно продуманный и агрессивный дефенс. Из игры никто не выпадал, и ребята были готовы подстраховать друг друга в любой момент. Такой погром норвежцев стал сюрпризом, возможно, и для самих «виртусов», но по игре ощущалось, что ребята действуют даже с небольшим запасом.
В этот же вечер на двух из трёх карт были биты Moscow Five. Матч получился очень трудным. На de_inferno тотальное невезение при ситуациях после разменов привело к довольно скверному счёту. Симптоматично выглядела неспособность наших игроков выгодно разрешить ситуацию в минимальных равных составах. Игроки Moscow Five, по природе действующие больше от личной, нежели командной инициативы обращали с ног на голову провальные для себя ситуации. Не удивительно, что при наличии стрельбы очень выского уровня именно они праздновали победу на первой карте. Впрочем, на de_train фактор личной инициативы M5 был нивелирован «виртусами» практически полностью. Замолчал Dosia, его брата хватило лишь на начальную часть игры. Ed1k хоть и делал неплохие выходы в атаке, но почин его тиммейты поддержать не смогли. В это же время дефенс VP действует просто и уверенно. Без шика, но со вкусом делает свои фраги VofkiN, как всегда, активен LeX, не выпадает из игры и оставшееся трио. Хоть после первой половины даже самые смелые прогнозисты взяли бы нервную паузу, в воздухе витало то, что «виртуса» всё-таки доведут эту встречу до победы. Так и произошло.
Третья карта запомнилась довольно плотной борьбой сначала, увядающей агрессивностью M5 в середине и ужасными техническими проблемами в концовке. Кажется, что игроки Moscow Five пытаются во что бы то ни стало задавить игроков VP. Но те спокойно реагируют на прессинг и продолжают гнуть свою линию. Вот тут-то и произошёл надлом: не добившись нужного результата M5 начали немного «подсаживаться» по настрою, и даже вынужденная пауза в матче не помогла им собраться. По сути, оппоненты Virtus.pro проиграли эту карту вместе со встречей ещё до начавшихся дикий вылетаний.
Игра с fnatic не столько в силу объективных причин, а больше по инерции была начата россиянами в очень хорошем агрессивном стиле. Обе карты наши неплохо играют в атаке: видимо, дефенс шведов как нельзя лучше подходит для академичного атакующего стиля «виртусов». Однако дефенс выглядит не убедительно и виной тому не самая уверенная стрельба наших от статичных позиций. В этих ситуациях и VofkiN и HEL1 ощущают себя не лучшим образом. В общем, класс оппонентов сказался и fnatic за счёт отлично проведённых половин в атаке на двух картах переигрывает VP.
Две последние игры Virtus.pro отличались от прочих по ряду причин. Во-первых, они проходили на лане в рамках «Боя Лучших», что значительно увеличивало их ценность. Во-вторых, они проходили в рамках шоу-турнира с небольшим количеством игр. Получился своеобразный «шот-стек», выражаясь покерной терминологией, и каждая из трёх команд-участниц разыграла его в своей абсолютно уникальной манере.
USSR сделали ставку на агрессивность. Молодое дарование Evil в матче против VP был неудержим, да и другие игроки были очень хороши в плане спортивной наглости и аима. Всё это происходило на фоне блеклой игры в дефенсе от наших. То, что получилось против Alchemists, слабо получалось против USSR. «Виртуса» заигрывались в своих аркадах настолько, что зачастую бывали уничтожены практически полным составом за считанные секунды. За этот матч изрядную дозу критики получил LeX, который был непривычно малоэффективен на коврах. Словом, отпустив нити игры в самом начале, наши не нашли в себе сил, чтобы взять их снова в руки. Результат плачевный, хотя посыпать голову пеплом не стоит. Нашим под силу показать качественный дефенс на de_inferno, если удасться подстроиться под конкретного оппонента. Будет ли это держание планта взакрытую, как с Alchemists, или же это будут попытки получить тотальное территориальное господство, как с USSR, - не ясно. Очевидно лишь, что истина где-то посередине, и универсальность тактической части игры нашей команды должна рано или поздно принести свои плоды.
В матче с M5 на карте была лишь одна команда. Как ни печально это признавать, но Moscow Five в тот вечер были хороши. Хороши настолько, что смотрелись не просто пятью попадающими игроками, но и единым коллективом. Такое выступление вполне тянет на топ-1 ASUS’a, даже несмотря на участие Na’Vi в этом турнире. Другое дело, что у «моспятёрки» игра идёт ровно до тех пор, пока она идёт, а оппоненты мирятся с этим. Вот не смирились со своей участью вроде бы аутсайдеры KerchNET и теперь почти оформили свой выход в следующий раунд Суперкубка. Не сдались игроки Ultimo перед родными болельщиками – и этого оказалось достаточно. Залог победы над Moscow Five – это сильная воля и ощущение полной причастности своей игры к чему-то, уже выходящему за рамки Counter-Strike. Назовите это дерби или как-то иначе, но без ощущения, что каждый бой, как последний, эту пятёрку не победить. Только полная самоотдача, обученность и немного фарта в миксе способны разрушить монолит их игры, заставить их нервничать и, в конце концов, ошибаться. Чувствуется, что на ASUS’e мы увидим пару команд, способных на такое. Хотелось бы видеть и Virtus.pro в этом пусть коротком, но внушающем уважение списке.
На предстоящем ASUS’e задачей минимум для наших ребят будет выход в плейофф. Заранее требовать большее сейчас правильно лишь для самих игроков, а не для руководства или болельщиков. В стадии на вылет слишком многое зависит от твёрдости нервов и опыта командой игры, и не игры даже, а борьбы! Этот опыт нельзя срисовать с потолка, нельзя одолжить у соседа и нельзя получить за несколько недель даже самых активных тренировок. Попадание в тройку лучших можно расценивать как очень неплохой результат, а участие в главном финале станет настоящим подарком для всех сопереживающих «виртусам».
Барьер для Na’Vi?
Главным вопросом следующего уикенда станет то, сможет ли украинская звёздная команда Na’Vi наконец-то выиграть ASUS Cup. Несколько раз они пропускали этот ивент в угоду подготовке к другим турнирам, и, как мы понимаем, решение это выдержит любую критику, если за плечами «рождённых побеждать» несколько мировых чемпионств по различным версиям. Теперь ребята созрели до домашнего для себя мероприятия, да и время выбрано очень неплохое: всё-таки в большом киберспортивном календаре красных дат пока не намечается и есть возможность поиграть как для публики, так и для набора формы. Последнее, кстати, является проблемным фактором для украинцев. Они пропустили последний европейский форум XPERIA PLAY, а также не стали принимать участие в сезоне IC Supercup. Словом, в течение почти двух месяцев ребята находятся в отпуске.
Станет ли затянувшаяся пауза особенной проблемой для Na’Vi, пока не понятно. Для того чтобы набрать оптимальную форму весенний ASUS вполне подходит, тем более, что Егор Маркелов отмечал в интервью, что в данный момент коллектив тренируется достаточно плотно, хотя и испытывает проблему со подбором оппонентов. Игра Na’Vi это, скорее всего, вопрос настроя, а не готовности. Если с этим проблем не будет, то украинцам, безусловно, по силам взять очередной титул.
Молодая кровь
Немалое внимание на турнире в Киеве будет приковано и к коллективам, которые несмотря на достаточно молодые по возрасту составы, показывают сейчас вполне достойную игру. Речь идёт о USSR и KerchNET. Первые отправились на Украину в неплохом настроении после «Боя Лучших», где смогли обойти «виртусов» в гонке за выход в финал. Хоть итоговый матч c M5 получился, мягко говоря, неубедительным, у этого коллектива есть повод для оптимизма. Всё-таки их стрельба хороша настолько, что до самого плейофа им будет сложно встретить соперника, который бы превосходил их в этом компоненте. Впрочем, у «советских» имеются и своим проблемы. Во-первых, построение игры исключительно от выдающихся первых фрагов проходит, когда эти фраги есть, в случае же, если что-то по аиму у молодых россиян пойдёт не так – им будет очень проблематично перестроить свою игру и раскрыть какие-то другое свои плюсы.
Во-вторых, команда Дмитрия Богданова очень зависит от морали, перешибить которую опытным оппонентам будет не слишком тяжело. Особенно опасно для USSR будет встретить какую-нибудь сильную и хладнокровную украинскую пятёрку. Думается, это самый неудобный для них оппонент. В любом случае, этих парней мы ожидаем, как минимум, в полуфинале, хотя за место там им придётся попотеть очень серьёзно.
Что касается украинских KerchNET, то заметен очень серьёзный прогресс этих ребят от турнира к турниру. Пожалуй, это самая прогрессирующая команда СНГ за последние 3-4 месяца, и именно они способны улучшить свой результат и оказаться в тройке сильнейших.
Если молодёжь «керчей» сможет стабильно отыграть на турнире в плане психологии, то результат не заставит себя ждать. Опытный капитан постарается не задавить своих товарищей по команде эмоционально, и тем останется лишь делать стабильные фраги в том стиле, который зарекомендовал себя и в онлайне, и на лане.
Тонущие регионы
Из не самых радужных прогнозов ASUS Spring 2011 можно выделить выступление российских региональных команд. Удалённость финала всё более явно выражается в том, что популярность киберспорта в провинции падает очень серьёзно, хотя винить оргкомитет во всех грехах, конечно, не стоит.
Из всего многообразия региональных коллективов есть надежда, пожалуй, лишь на Z.nation, которые успели уже неплохо пошуметь на нашей кс-сцене. Главная потеря состоит, вероятно, в том, что южные регионы страны, а также Урал и Сибирь представлены не таким большим количеством опытных игроков, как раньше. Нет омичей a-Gaming, без которых любой крупный турнир в СНГ теряет в зрелищности и турнирной интриге.
В последние годы в регионах проходит очень болезненный период смены поколений, которая на деле является просто настоящим бегством с тонущего корабля. Старая гвардия оставляет кс-сцену, а новички не могут толком конкурировать с московскими или украинскими пятёрками. Только если чисто по-русски кто-то из довольно обширного списка команд сможет показать стабильную игру хотя бы в течение двух-трёх ASUS’ов, интерес подрастающих коллективов может быть подогрет с новой силой. На данный момент говорить об этом, к сожалению, не приходится…
В любом случае 28 и 29 мая всех любителей Counter-Strike ждёт грандиозное зрелище, пропустить которое будет большой ошибкой. Следить за репортажем с турнира вы сможете на нашем сайте!